Прочистка канализации, устранение засоров

Руслан Хасбулатов — ЖКХ: угрозы социального взрыва и как его избежать..?

Руслан Хасбулатов - о проблемах ЖКХ, ТСЖ, Управляющих компаний
«Всякие «рыночные отношения» применительно к ЖКХ — это оправдание мошенничества и жульничества, они в этой сфере неуместны.»

Из авторского блога...


... Наибольшую опасность для общества представляет ситуация в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). ЖКХ в абсолютном большинстве наших городов — в отвратительном состоянии, вызывая негодование их жителей. Стрессы и депрессии семейные скандалы, бытовые преступления, детская беспризорность и многое другое – дурное, во многом связано с теми конкретными условиями жизни, в которых определяющее место занимает все то, что связано вокруг крайне унылого понятия «ЖКХ».

В 1992 году Верховный Совет России принял Закон о приватизации жилья. В нём предусматривалось, что все граждане, живущие в своих квартирах, получают их в качестве личной собственности, на безвозмездной основе. Они вправе продавать свою недвижимость, дарить, передавать по наследству и т.д. То есть, Закон предусмотрел все то, что относится к праву собственности (владение, пользование, распоряжение). Вместе с Законом о передаче в собственность дачных участков, этот Закон о приватизации жилья — единственный Закон за прошедшие 20 лет, который что-то полезное дал народу.

Но дело в другом. Закон исходил из того, что вся государственно-муниципальная система обслуживания домов и частных квартир, должна сохраниться, но — с учётом новых отношений, сложившихся в сфере жилищного фонда страны. Формирование каких-то частных компаний, которые вторглись сегодня в эту систему, не предусматривалось. Законодатель исходил из того, что постепенно, по мере успешного экономического развития страны и повышения доходов населения, они все смогут оплачивать расходы на содержание своих квартир, их ремонт, благоустройство примыкающих участков и т.д.

По данным множества аналитиков, собственники квартир в России уже выплачивают 100% стоимости содержания своих квартир. Но эта оплата не соответствует объёмам работ (услуг), о проведении которых утверждают в своих «справках» управляющие компании УП и товарищества собственников жильцов (ТСЖ)...

После принятия Жилищного кодекса, постепенно ЖКХ превратились, (стараниями муниципальной бюрократии), в источник наживы разного рода «частных лавочек» типа «товариществ собственников жилья (ТСЖ), управляющих компаний (УК) и иных организаций, создающихся не собственниками жилья. И не для их обслуживания, а для целей «перекачки» огромных денежных средств, как самих жильцов, так и государственных бюджетных средств. Многие из них попросту искусственные, поддельные, созданные для незаконного приобретения денежных ресурсов. Об их создании жильцы узнают только тогда, когда приходится платить по счетам, когда они предъявляют жильцам (приводятся огромные цифры о том, что в ЖКХ «крутятся» деньги в 3-5 трлн. руб.). О жульничестве разных организаций, действующих в сфере ЖКХ, ежедневно появляются сообщения в СМИ.

Как-то премьер Владимир Путин вспомнил о временах, когда жильцы снимали показания электросчётчика для сверки со счетами для оплаты. «Это было важно для семьи и мы никогда не должны забывать об этом», сказал он. Забывать-то мы не забываем – но ведь нас, жильцов, шантажирует власть, подотчетная не нам, а Премьеру.

Но кто из УК или ТСЖ приходит на квартиру «снимать» показания расхода электроэнергии, воды, тепла..? В большинстве квартир нет индивидуальных счётчиков. Часто все эти «липовые товарищества» вовсе не заинтересованы в них. Счета выписываются совершенно произвольно, осуществляя «делёж» общей суммы по дому, заодно накидывая маржу для «управленческих расходов» — на свое содержание. И неплохое содержание! «Содержание» это не согласовывается с собственниками жилья, которые, якобы, создают эти ТСЖ, Управляющие компании и т.п...

Московские власти при мэре Лужкове особенно преуспели в создании ТСЖ. В целях их ускоренного создания, 22 мая 2007 года вышло постановление городского правительства «О программе поддержки ТСЖ и жилищно строительных кооперативов (ТСЖ) в городе Москве на 2007-2009 годы и задания на 2010 год». За 2007-2009 годы только на «создание» ТСЖ (не капитальный ремонт зданий) было выделено 800 млн. руб., которые должны были поступить на расчетные счета этих ТСЖ. Какую пользу от этих денег получили жильцы? Абсолютно никакой! Ведь эти ТСЖ создавались «сверху». Вроде бы они — «самостоятельные» организации, за деятельность которых муниципальные власти не несут никакой ответственности. На самом деле — бюрократические «подсадные утки», создаваемые для откачки средств и из бюджета города.

Так бездарно тратились государственные средства и платежи горожан. Эти липовые УК и ТСЖ стали стремительно увеличиваться, одновременно быстро возрастала сумма платежей. Этому способствовала и политика федеральных властей, которая привела к стремительному росту стоимости электроэнергии, тепла, газа, воды, расходов по ремонту. Но особенно в этом преуспели управляющие компании и ТСЖ. В результате в 2000-2010 гг. стоимость электроэнергии в квартирах увеличилась в 4,5 раза, газа - 5,5 раза, отопления - в 9, 6 раз водоснабжения - 10, 6 раза. Этот рост «съедает» весь рост заработной платы и пенсий – о росте последних неустанно говорит премьер Владимир Путин. Конечно, говорил он об этом и на выступлении перед депутатами Государственной Думы 20 апреля.

На мой взгляд, в сфере жилищно-коммунального хозяйства сложилась нетерпимая, критическая обстановка. Если в стране и начнутся какие-то бунты населения, то именно из-за ЖКХ. Здесь следовало бы предпринять определенные разумные меры. Перечислю то, что подсказывает мой опыт, в том числе на базе изучения того, как построена эта система в разных странах мира, а также из недавней отечественной истории. Опыт, которой был далеко не худший. Прежде всего, следует изъять часть функций из ведения федерального Министерства регионального развития (у него должны быть задачи иные – экономическое развитие территорий), и передать их в ведение нового федерального Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Его функциональными подразделениями должны быть соответствующие ведомства в республиках, краях, областях, крупных городах.

Все действующие ныне ТСЖ и УК должны быть ликвидированы.

Муниципальным властям следует иметь свои подразделения, которые непосредственно занимаются жилым фондом на соответствующих территориях. Постепенно, на основе уже имеющегося негативного опыта, формировать самоуправляющиеся организации жильцов, которые, однако, не должны распоряжаться финансовыми ресурсами и заниматься сбором платежей. Это — функция городских, районных и прочих административно-территориальные единиц. Любые решения относительно изменения платежей должны приниматься исключительно представительными органами власти. При этом самоуправляющиеся организации – это организации общественного контроля, а не частные лавочки.

Городские муниципальные власти должны иметь свой (городской, муниципальный) сектор экономики (городская экономика) в виде строительных организаций, организаций по ремонту и эксплуатации жилых зданий, ГЭС, транспорт, включая городское такси и т.д. Муниципальное жилье должно быть в 3-4 раза дешевле того, которое реализуется на рынке (посмотрите, как все это организовано в странах ЕС, причем, не в «новых», а в богатых – Франции, ФРГ, Великобритании; кстати, в последней есть и Министерство ЖКХ, хотя территория этой страны в 20 раз меньше, чем Россия (в ней же, кстати, есть и Министерство школ).

Всякие «рыночные отношения» применительно к ЖКХ – это оправдание мошенничества и жульничества, они в этой сфере неуместны.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЖКХ, ТСЖ, УК